Международная выставка современного искусства о воде «Арт-вода»

В период с 7 по 12 октября в Белом зале Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского прошла Международная выставка современного искусства о воде «Арт-вода». В выставке приняло участие свыше 200 полотен со всех уголков земли. Основной акцент организаторы сделали на популяризации идей сохранения чистоты воды, как базовом условии достойного качества жизни, сохранения здоровья и долголетия.

Лосева Ирина Викторовна «Водопад» 80х80 см, холст, масло, 2017 г. Победитель конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как тайна»

Выставка была полностью посвящена водной стихии. Воде прозрачной и прохладной, о воде тихой и стремительной, нежной и опасной. На выставке были представлены живописные и графические работы разных авторов, работающих в классических и экспериментальных техниках и разных жанрах, с неповторимым творческим опытом и самобытным восприятием, что, несомненно, придавало экспозиции свежесть и разнообразие образов и состояний воды.  Выставка посвящена 200-летию со дня рождения одного из ярчайших художников, создававший свои произведения на тему воды, - Ивана Константиновича Айвазовского.

Кущенко Олеся Олеговна – художник-дизайнер, член СХНИ, на открытии Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода»

Экспозиция выставки была разделена на 6 больших секций: "ЖИВОПИСЬ: вода в произведениях живописи", "ГРАФИКА: вода в произведениях графики", "СКУЛЬПТУРА: вода в произведениях скульптуры", "ФОТОГРАФИЯ: вода в фотографии и цифровом искусстве", «ТЕКСТИЛЬ: вода в текстиле", "ДЕКОР: вода в декоративно-прикладном искусстве". В каждой секции было по несколько номинаций для более глубокого понимания сущности водной глади, ее молекулярной структуры, и стихии в целом.

Царева Юлия Игоревна «Япония» 70х50 см, Reng-I Su, 2016 г. Лауреат конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как знак»

Номинация «Вода как знак» организаторами была заявлена следующим образом: « На заре цивилизации человек и водное пространство просто находились рядом, сосуществовали. Соответственно и отношение людей к воде было утилитарным. Вода мыслилась как часть окружающего мира, средство для утоления жажды, омовения, отдыха. Вода была транспортной и военной артерией, источником для полива полей и местом охоты. Для передачи такого образа достаточно было схемы, знака. Изображая пруд, древнеегипетский художник использовал серию условно-геометрических "волн" на синем фоне, чтобы стало ясно, что пруд наполнен водой. Такими же знаками воды передавалась поверхность реки, по которой плыли корабли, или водяные струи, текущие из сосуда. В древнерусской живописи до XVII века изображение воды встречается очень редко. Его можно найти только в иконах "Крещение". Пейзаж в древнерусских миниатюрах иногда имел характер географической карты. К примеру, если сюжет разворачивался на берегу реки, то река показывалась от истока до устья, протекающей через целый ряд озёр. Позднее вода на русских иконах и миниатюрах также изображалась условно. Чтобы показать море, художник на тёмный фон наносил светлой краской одинаковые завитки и дуги, обозначающие морские волны».

БОГДАНОВА НАТАЛЬЯ (NATALI BOGA) «О любви к разнообразным..» 50х70 см, холст, масло, 2017 г. Победитель конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как знак»

По мнению организаторов «современным живописцам уже недостаточно просто изобразить воду. Теперь популярны различные "игры" с водой. Вода используется как фон для портрета, как среда обитания и как архетипический образ. И всё-таки живопись – не математика. Новые открытия не перечёркивают старых истин. И сегодняшний искушённый и насмотренный художник, оказавшись один на один с вечной и всегда новой водной стихией, может забыть на время о своих модных инсталляциях и вдруг увидеть весеннюю реку глазами Левитана или смешать на палитре краски и коснуться холста изумрудным мазком Айвазовского. А ребёнок, впервые познающий радость рисования, всё так же будет выводить на бумаге синие волны и зигзаги «моря», не подозревая об их древнем происхождении. Ведь тема воды в живописи – вечная тема…». Данные высказывания наиболее точно характеризуют номинацию «Вода как игра».

Осин Александр Семенович «Старик и море» 50х40 см, холст, масло, 2011 г. Участник и лауреат нескольких номинаций Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода»

Номинация «Вода как стихия» была описана организаторами так: «С конца XVIII века Европу захлестнула эпоха романтизма. И стихия воды оказалась просто незаменимым художественным образом. На протяжении всего XIX века водная гладь в "пейзажах настроения" была зеркалом, отражавшим внутренний мир и состояние автора. А драматическое столкновение с бурными морскими волнами замечательно высвечивало и оттеняло масштаб человеческой личности». Художники, участвующие в данной экспозиции очень тонко передали настроения воды, особенно море. Ему было посвящено больше всего реалистичных и фэнтезийных пейзажей.

Игнаткина Мария Вячеславовна «Одиночество» 80х100 см, холст, масло, 2015 г. Лауреат конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как стихия»

«Вода в жизни человека - только там, где есть вода, есть жизнь. Люди планируют свои города у воды, купаются в воде, работают с водой. Наша жизнь основана на воде и сформирована водой. Священное отношение к воде известно во всем мире. Вода – в основе многих религий. Очаровательный и эфемерный образ воды представлен в искусстве многих веков: в музыке, живописи, литературе, кино». Вот так тонко и нежно организаторы охарактеризовали номинацию «Вода и человек». В ней было заявлено больше всего работ, особенно этнических и созданных при помощи смешанных техник.

Ничипурук Ольга Михайловна «Отражатель» 297х420 мм, графика, 2016 г. Лауреат конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода и человек»

О номинации «Вода как тайна» было заявлено следующее: «В предчувствии социальных потрясений тема воды в искусстве приобрела ещё один смысл – тайны и символа. Подводный мир, мерцающие отражения колдовских озер ощущались как символические образы несбыточной мечты и призрачного, иллюзорного мира. Когда же новая эпоха вступила в свои права, вода на полотнах художников стала образом очищения от всего отжившего, а водная гладь превратилась в символ новой свободной жизни».

Картина «Сипактли» Кущенко Олеси Олеговны на Международной выставке современного искусства о воде «Арт-вода»

Благодаря такому количеству номинаций и их подробному описанию на Международной выставке современного искусства о воде «Арт-вода» было представлено много пейзажей интересных и далеких уголков нашей страны и земного шара, проиллюстрированы древние мифы и легенды о сотворении мира. У зрителей была возможность познакомиться со множеством существ, населяющих как водные глубины, так и ее поверхность. Так же встречались сюжеты, демонстрирующие живительную силу воды и ее важность в жизни каждого живого существа.

Крюкова Ольга Викторовна «Вода на камнях. Источник жизни» 42х61 см, смешанная техника: акватипия, карандаш, акрил, 2017 г. Лауреат конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как тайна»

Так же на выставке оказалось достаточно авторов, цитирующих великого Ивана Константиновича Айвазовского, старающихся его по своему переосмыслить. В данной статье я привожу лишь несколько самобытных авторских работ, чтобы читатели могли представить все многообразие экспозиции. Более подробно со всеми авторами и их картинами можно познакомиться на сайте организатора выставки http://aquaarts.eu/index.php/media-matherials/participants-2#!prettyPhoto[artgallery_5a074b2b81496]/102/

Гаврилова Ирина Данииловна «Вид на Карадак» 32х52 см, смешанная техника, коллаж, 2013 г. Лауреат конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода и человек»

Вода является не просто неотъемлемой частью нашей жизни, а ее самой важной и жизненно необходимой. Водная стихия может существовать без человечества, а мы без нее не можем обойтись. Древние кочевые племена, особенно жившие в пустыни, ценили Воду дороже золота. Они очень хорошо знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В живом организме вода - это среда, в которой осуществляются химические реакции. Процессы пищеварения и усвоения пищи человеком и животными связаны с переводом питательных веществ в раствор. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ и играет важную роль в регуляции температуры тела. Исключение ее из организма может привести к смерти уже через несколько дней. Особое внимание воде уделяли христиане. Обряд Крещения совершался Иоанном Крестителем в знак покаяния. Крещение Иоанна на реке Иордан стало прообразом обряда крещения у христиан. В древности крещение проводилось осознанно, поэтому младенцев крестили крайне редко. Считалось, что детей незачем крестить, поскольку они и так безгрешны. То есть люди верили, что святая вода и сила молитвы способны смыть с человека все грехи, очистить его душу и тело. Данные сюжеты в новой авторской интерпретации так же встречались на выставке.


 

Гаврилов Михаил Иванович «Хрустальный лед» 46х44 см, монотипия, 2015 г. Победитель конкурса Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» в номинации «Вода как тайна»

Искусство призвано подчеркнуть красоту нашего мира. Особенно это касается водной глади, занимающей ¾ поверхности всей нашей планеты, и скрывающей множество тайн, мифов и невиданных существ, будоражащих воображение художников. В рамках Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода» я выставлялась с картиной «Сипактли» 66х76 см, картон, дерево, акрил, 2016 г. Это мексиканский крылатый змей (дркон), внутри которого произошло зарождение нашей вселенной по мифам древних народов майя. Они верили, что планета Земля окружена космическими небесными водами, которые даруют жизнь. Так же взаимодействие воды и огня в картине символизируют двойственность нашего мира и всего сущего.

Владимир Иванович Вернадский - блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками; Кущенко Олеся Олеговна – художник-дизайнер, член СХНИ, на открытии Международной выставки современного искусства о воде «Арт-вода»

© Кущенко Олеся Олеговна

Фотографии: Олеси Кущенко